Таинственный мир шаманизма

В конце XX века шаманизм стал предметом пристального изучения этнологов, фольклористов, культурологов, философов, психиатров и даже физиков и математиков. Существует раздел науки, так называемая "трансперсональная психология", основанная на методах психотерапии и парапсихологии, которая впитывает в себя опыт восточных религий - буддизма, индуизма, шаманизма и допускает существование дискретных состояний сознания, его физический и ментальный аспекты.
Профессор Московского университета, известный физик и математик В.В Налимов пишет о существовании космического сознания, которое, по его выражению, не входит в "телесную капсулизацию человека". По представлению ученого, трансценденция личности - это путь преображения личности, путь поиска утраченной связи человека с окружающей Природой, с Космосом.
Утверждение единства сил природы и духовного мира человека составляет основу традиционного мировоззрения народа саха, где центральное место занимает понятие "кут", что обычно переводится как "душа". Но "кут" не соответствует христианскому представлению о душе, а скорее ближе к понятию "жизненная сила". Каждый человек имеет три формы кут: буор-кут ( дословно "земля-душа") и ийэ-кут (мать-душа). Ийэ-кут является главным элементом всего кут, данный богами человеку при его зачатии и сопровождающий его во всем жизненном пути.
"СYР" - это биоэнергия, исходящая от человека, олицетворяющая его силу воли, психику. Обычно оба понятия существуют вместе как CYР- КУТ и определяют человека в его телесной и духовной гармонии, вместе внедряются богами в женщину при зачатии ребенка.
По космогоническим представлениям древних саха Вселенная разделяется на три части: Верхний, Средний и Нижний миры со своими божествами и обитателями.
Верхний мир - это многоярусное пространство, где на высшем девятом ярусе восседает верховный Бог YРYН Аар Тойон - Белый Господин Творец, подобный Солнцу, создатель Вселенной. О нем в эпосе-олонхо говорится: "С седалищем из бело-молочного камня, с дыханием из сильной жары, с шапкой из трех соболей, подобный белой рыси, Белый Старец Господин". У него есть и другое имя - YРYН Айыы Тойон.
Шаманом мог стать человек, отмеченный волей богов или духов, имеющий наследственный дар в роду или вступивший в контакт с умершим шаманом. Такой человек с рождения имел какие-то особые приметы и проходил испытание болезнью, вызванной тем, что его кут уносился духами для воспитания, которые могут быть посланниками любого из трех миров. Наиболее сильный шаман воспитывался в Верхнем мире в одном из девяти гнезд священного шаманского дерева - лиственницы. Чем выше гнездо, тем более сильным рождается шаман. Кут будущих шаманов духи превращают в птенцов кукушки или кулика и вскармливают их яйцами птиц. То же самое может происходить в Среднем мире, где в качестве шаманского дерева выбирается лиственница, а в подземном Нижнем мире рождение и воспитание шамана происходит в гнездах мрачного дерева ели.
Самым трудным испытанием является этап посвящения в шаманы - эттэнии, то есть рассекание тела. Посвящаемый укрывается в глухом лесу, где избранные невинные юноши строят для него урасу - летнее жилище конической формы, покрытое берестой. Во время сна или глубокого обморочного состояния, в котором неофит пребывает от трех до девяти дней, к нему слетаются духи всех трех миров, духи всех болезней, рассекают тело на части и угощаются мясом и кровью его, после чего ийэ-кут - мать-душа собирает кости, и тело вновь возрождается к жизни, но уже в новом, сверхъестественном качестве. Отныне шаман может общаться с духами, может принять любое обличье.
Если рассекание является физическим испытанием неофита, то следующий этап посвящения в шаманы можно назвать духовным уроком для него. Это обряд совместного камлания молодого шамана с опытным учителем уже при зрителях, когда он должен мастерски сочетать импровизацию с канонозированной схемой "путешествия во Вселенной". Старый шаман показывает молодому дороги духов, находясь на чистой поляне или поднявшись на гору. Оба шамана надевали ритуальные костюмы и брали в руки бубны. Забивалось жертвенное животное, которым кормили шаманских духов, а часть съедали собравшиеся, для которых этот день был праздником. Пройдя обряд посвящения, молодой шаман обретал особые телесные и психические свойства, получал возможность проникать во все миры.
Камлания исполнялись по общепринятым канонам. Все приготовления к этому таинству совершались помощниками кутуруксутами. В зависимости от цели камлания шаман обращался с камланиями к духам Верхнего или Нижнего миров. При этом он совершал длительное путешествие, делая по пути остановки на так называемых олохах, имеющихся на каждом ярусе небесной сферы или подземного мира. На каждом олохе он общался с духами, испрашивая у них разрешения на дальнейшее путешествие. Вот пример подобного заклинания духам по пути в Верхний мир:
Раскройте передо мной
Все удобные проходы,
Даруйте мне силу спеть
Проникновенную песню.
Бдительно прислушивайтесь спереди!
Умоляю, устраняйте препоны с дороги,
Сгладьте неровности пути!
По прибытии на место шаман просил у духов, причинивших болезнь, вернуть кут больного, в обмен предлагая им подарок, в случае отказа силой отнимал кут и возвращался тем же путем. Путешествие совершал или на "верхом на коне-бубне", или в свободном полете, а в Нижний мир "нырял через прорубь в виде гагары". Все эти действия он демонстрировал средствами пантомимики, подпрыгивая, подстегивая воображаемого коня или изображая полет.
Таким образом, камланье шамана представляло собой яркое театрализованное действие, исполняемое обычно в ночное время при слабом свете камелька, что усиливало его таинственность и пугало людей. Между тем основная часть взрослой публики с пониманием воспринимала все нюансы мистерии, при необходимости поддерживала шамана восклицаниями или пением.
Много преданий и рассказов посвящено так называемым шаманским чудесам. Такие чудеса демонстрировались шаманами во время камлания над больными. Камлание (кыырыы) состояло из заклинаний (алгыс) и экстатической пляски с пением и ударами в бубен; шаман якобы отправлялся в мир духов, чтобы принести оттуда похищенную душу больного. Во время камлания он в темноте проделывал всевозможные трюки, представлял, что он то превращается в медведя или в другого зверя, то колет себя ножом, то пожирает горячие угли или лижет раскаленные железные предметы и.т.п.
Обычно в конце камлания шаманы предсказывали, кто и когда заболеет или умрет, какие события произойдут, и т.д. Существует целый цикл преданий о подобных предсказаниях шаманов. Предсказания эти имели часто иносказательный характер и своеобразно истолковывались.
Якуты и другие северные народности часто страдали от таких эпидемических болезней, как оспа и корь. Эти болезни опустошали иногда целые наслеги. Рассказывают, что все население г. Заширевска вымерло от оспы, с тех пор город опустел. Это предание в основном соответствует исторической правде. Медицинская помощь в улусах почти полностью отсутствовала. Народ прибегал лишь к помощи невежественных знахарей "отосутов" и шаманов.
Существуют легенды о борьбе шаманов с духом оспы, представлявшимся в образе голубоглазой, светловолосой женщины в красном сарафане, с босыми ногами. Иногда духов оспы изображали в образе нескольких сестер. Во время оспенных эпидемий, чтобы не разгневать, ее почтительно называли только хотун - госпожа или эбэ - бабушка. Переходя с места на место, оспа сеяла болезнь и смерть. Некоторые места она якобы не захватывала лишь потому, что отморозив ноги, не могла дойти до них. В легендах рассказывается, что некоторые шаманы боролись с духом оспы, приняв образ быка-пороза. Одни шаманы побеждали оспу и прогоняли ее прочь и тем самым спасали якобы своих сородичей, другие сами погибали, будучи побежденными оспой. Рассказывают, что некоторые хитроумные шаманы якобы даже умудрялись любопытную женщину-оспу загнать в бутылку и запереть ее там.
Во многих преданиях и рассказах отразился страх и преклонение народа перед шаманами как перед обладателями волшебной силы, общающимися с духами. Вместе с тем в некоторых рассказах о шаманах встречается и трезвая оценка их деятельности.